едор родился на Донбассе, а со временем пе-
реехал в Санкт-Петербург, где закончил скульп-
турное отделение Художественно-промышленной Ака-
демии им. Мухиной. И собственно, стал скульптором (работает с бронзой и керамикой), сохранив в своих работах настроение выходца из шахтерской семьи, а в речи – колорит жителя восточной Украины.
Для харак-
теристики скульптур Федора, на первый взгляд, лучше всего подходит эпитет 'монументальный'. Во-первых, этому способствуют названия: 'Кронос', 'Структура', 'Бог Солнца'. Во-вторых, – размеры: чего стоит один только 'Сфинкс' – барельеф готовящегося к прыжку брони-
рованного (!) кузнечика размером 1,5 метра. В третьих, – темы: Федор замахивается на такие глобальные понятия и значимые имена как советское фигурное катание, Юрий Гагарин, батька Махно.
Скульптор создал собственную систему символов, знаков, которые кажутся непонятными, но только до тех пор, пока мастер не начинает говорить о них. Работа 'Хронотоп', например, – кажущееся бессмысленным, на первый взгляд, нагромождение геометрических фигур – после беседы с автором превращается в логичное сочетание знаков, в своеобразное размышление о времени и пространстве с помощью геометрии.
А еще у него есть серия анималистических скульптур (сам автор их не очень любит, называя скульптурами для зарабатывания денег). Они маленькие (конечно, по срав-
нению с тем, что Федор делает для души) и очень симпатичные. И не важно, что бронзовую жабу нужно переносить с места на место вдвоем, маленькая рыбка-кузовок была в прошлой жизни слоном, а керамический лев похож одновременно и на сфинкса, и на вазу.
И в анналы истории Федор тоже уже успел себя вписать: его памятник Водовозу стоит в Кронштадте, а еще две бронзовые композиции – во внутреннем дворике Филологического факультета СПбГУ. И даже музей Метрополитен приобрел одну из работ мастера (и мы, конечно, не скажем никому, что за этим гордым названием скрывается не всем известное здание в Нью-Йорке, а наше обыкновенное метро), что тоже, в определенном роде, говорит о признании.
Но мы ценим Федора не только за масштабность произведений и наличие вышеперечисленных регалий. Когда он приходит в гости в Галерею на рюмочку чая, он мгновенно перевоп-
лощается, превращаясь из просто хорошего скульптора в замечательного рассказчика, искусствоведа и художественного критика в одном лице, который, сохраняя 'монументальность' суждений, остается доброжелательным, инте-
ресным и очень веселым человеком.
Федор Крушельницкий родился 11 декабря 1963 года на Донбассе. В 1996 году окончил скульптурное отделение Художественно-промышленной Академии им. Мухиной в г. Санкт-Петербурге. С 1997 года является членом Союза Художников России. Живет и работает в Петербурге.читать дальше